Как подростку пережить переезд в другую страну: совет психолога родителям
27.05.2021, 09:00 EST
Источник: Сегодня
В возрасте плюс-минус 11-16 лет подросток находится в зависимости от родителей, и вопросы эмиграции, как правило, не обсуждаются с детьми. Каковы последствия такого решения для подростков? С какими проблемами и вызовами предстоит столкнуться семье? Как эффективно преодолеть их? Рассказывает семейный психолог Наталья Гаевская.
Наталья рассказала Сегодня, какие проблемы могут настигнуть родителей и их несовершеннолетних детей в связи с переездом в другую страну.
Еще находясь дома ребенок переживает вынужденный обрыв значимых отношений: родственники, друзья, одноклассники – все, что было привычным и близким, придется покинуть. По приезде в новую страну у подростков далеко не сразу складываются отношения со сверстниками, что может привести к хроническому стрессу и психологическим проблемам следующего типа:
1. Каковы бы ни были хорошие отношения между родителями и детьми, после переезда в новую страну они меняются. Одной из причин является то, что дети видят, с какими трудностями приходится сталкиваться их родителям на пути адаптации в новой стране, и не хотят прибавлять им еще и свои проблемы.
Особенно это касается случаев, когда родители бросаются в крайности: сосредотачиваются только на построении успешной карьеры, активно устраивают личную жизнь или, наоборот, опускают руки от бессилия, переживают депрессию. В дальнейшем, уже во взрослой жизни, это чревато укоренившимся мнением, что “за все приходится платить”, “свое счастье необходимо выстрадать” и прочее. Поэтому, даже имея все атрибуты для счастливой жизни, таким детям сложно испытывать удовольствие от нее.
В подростковом возрасте актуальным становится сравнение со сверстниками. Дополнительные конфликты могут возникать на почве неприятия родителями, например нового стиля одежды их ребенка или новых предпочтений.
Смещение ролей родителей, а также замещение ролей негативно влияет на отношения с детьми. Некоторые из них привыкли к тому, что их родители до эмиграции занимали высокие посты, их материальное и социальное положение было довольно хорошим. Однако часто бывает так, что в начале эмиграции родители получают социальную помощь или работают на низкоквалифицированных работах и не могут в полной мере удовлетворить все потребности своих чад.
Дети эмигрантов, как правило, имеют более быстрый и короткий период адаптации, чем их родители: они не успели состояться как личности на родине, лучше усваивают язык (в силу возрастных особенностей), им необходимо ходить в школу, что также способствует более быстрой интеграции. Часто именно они резко вырываются вперед и начинают занимать ведущие роли в семье в силу лучшей компетентности, по сути становясь “родителями” для собственных родителей, а также нередко пытаются освободиться от своих некомпетентных, часто немых, “древних” родителей, тем самым обостряя отношения в семье.
Иногда они даже стесняются своих родителей перед новыми друзьями. Все это не способствует сплоченности семьи с целью успешной адаптации в новой стране.
2. Взаимоотношения подростка с одноклассниками. В США, например, другая система образования, нежели в Украине, которая далеко не всегда изначально положительно воспринимается подростками из семей эмигрантов. Во-первых, потому, что уровень знаний английского языка у вновь прибывших не всегда на должном уровне, они вынуждены срочно осваивать и язык, и параллельно школьные предметы. Это провоцирует дистанцию между подростком и другими детьми в школе. Гораздо легче вообще не говорить с другими детьми из-за плохого знания языка, в конце концов подросток может оказаться в изоляции.
И это именно в тот период своей жизни, когда контакты со сверстниками и завоевание своего места под солнцем среди них выходит на первый план.
Во-вторых, в самом начале обучения у вновь прибывших подростков не такие успехи в школе, к которым они привыкли, что может привести к снижению самооценки и негативному восприятию собственного “Я”.
В-третьих, несмотря на легкую учебную программу, в американских школах по сравнению с украинскими сам процесс обучения требует большей самостоятельности и ответственности от детей, и далеко не каждый является готовым к таким особенностям, особенно когда подросток привык к тому, что “за него все решат”. Это часто приводит к фрустрации – и перед подростком открывается два пути: либо научиться играть по новым правилам, или окончательно сбиться с пути.
3. Неправильное самовосприятие ребенка, когда он не получает достаточной поддержки от семьи, а также не пользуется авторитетом среди сверстников, может привести к снижению самоуважения и, как следствие, к проблемам с социализацией, агрессивности, девиантному поведению. Часто в зоне риска оказываются подростки из семей с невысоким достатком, поскольку, попадая в новую социальную и материальную среду, у них возникает внутренний конфликт из-за несоответствия уровня потребностей и уровня возможностей. Они видят много новых для себя вещей, которые им недоступны, но столь желанны.
Также для подростков характерно формирование идеальных представлений, они рисуют себе картину новой жизни в новой стране – и когда эта картина постепенно разрушается, это может вылиться в агрессивное, социально неприемлемое поведение или, наоборот, – подавленное, а то и агрессивное поведение.
Помните, что ребенку исключительно важна поддержка в семье, понимание родителями того, что с ним происходит. В вихре собственных дел постарайтесь не забывать о сложнейших переменах, которые приходится переживать вашим детям – участие, внимание и доброе слово дадут гораздо лучший результат, чем запреты и сопротивление родителей поведению подростка.