The article has been automatically translated into English by Google Translate from Russian and has not been edited.

‘Надоели со своим коронавирусом!’: почему люди перестали бояться пандемии

09.06.2020, 09:00 EST

Источник: lady.tut.by

Пошел четвертый месяц мировой пандемии коронавируса. В первое время было видно, что люди действительно принимали необходимые меры: опустевшие улицы и заведения, маски на лицах, перчатки и антисептики в руках. Но в последние несколько недель с приходом теплой погоды стало заметно, что люди перестали бояться заболеть. Психолог Надежда Гришина рассказала порталу lady.tut.by, почему это происходит.

Фото: Shutterstock

Все больше тех, кто потянулся в офисы на работу, а потом и на прогулки, в торговые центры и во все привычные места. Стала расти выручка в магазинах и не только в отделах для дачников. Люди, которые продолжают соблюдать меры безопасности и требуют сохранять дистанцию, нередко стали вызывать агрессивную реакцию в очередях: «Как вы задолбали со своим коронавирусом», «Вам страшно? Дома сидите!».

При этом статистика говорит о том, что страна (Беларусь – прим.ред.) на пике заболевания: каждый день выявляют более 800 случаев подтвержденного коронавируса. Да и в мире ситуация ухудшается.

Так почему люди делают то, что противоречит логике и здравому смыслу? Это интересный феномен для наблюдения психолога. Ведь пандемия — это явление не только медицинское, но и социальное.

Что же такое страх?

В нашей стране официального карантина не было. Таким образом, на людей не накладывалось внешних ограничений, им нужно было самостоятельно взять ответственность за свое здоровье и за адекватное поведение в условиях пандемии. (давайте понимать под адекватным поведение, которое, по мнению экспертов в области эпидемиологии, приведет к сокращению темпов распространения вируса).

Адекватное поведение — это опора на здравомыслящую часть нашей личности. Психологи рассматривают человека как систему, состоящую из подсистем. Например, в транзактном анализе (направление психологии) в структуре личности выделяют чувственно-телесную часть под названием “внутренний ребенок”. Это наша наивная и эгоистичная часть, направленная на получение удовольствия и радости от жизни. Кроме того, у нас есть еще “внутренний взрослый” — это рациональная, мыслящая и социальная часть. Она может понимать принципы, видеть причины и следствия, признавать наличие прав у других людей, делать выводы.

Ребенок — это часть, с которой мы рождаемся, а взрослый — часть, которая приобретается при воспитании. Это происходит, когда человек впитывает в себя правила, убеждения, идеи об устройстве мира, которые передают человеку окружающие.

С точки зрения нейробиологии мозг человека также делят на 2 части — лимбическую систему и кортикальный мозг. Лимбическая система — это более древняя часть, которая делает нас похожими в своих реакциях на животных. А кортикальный мозг — это то, что отличает нас, людей: способность мыслить, накапливать опыт и принимать решения сознательно, а не рефлекторно. Реакция этих двух частей мозга на опасность разная, и ее так же можно грубо соотнести с реакцией ребенка и реакцией взрослого.

По теме: ВОЗ пересмотрела рекомендации по ношению масок: что изменилось

Когда только наступила пандемия, это породило волну страха перед опасностью для жизни, своей и своих близких. Испытывая страх, люди старались соблюдать необходимые меры предосторожности. Что же такое страх? Это состояние, при котором в организме происходит выброс гормона стресса — кортизола. Выброс кортизола происходит из древней, лимбической части мозга. Он мобилизует силы организма на поиск путей, снижающих напряжение от опасности — либо бегство, либо агрессивное нападение, либо лишение организма признаков жизни. Все это — энергозатратные состояния, и кортизол дает силы на их реализацию.

Но как долго действует страх?

Гормон стресса в природе вырабатывается для экстремальной ситуации, которая заканчивается, когда особь «сжигает» энергию, мобилизованную кортизолом для бегства, драки или анабиоза. Но этот гормон не предназначен для длительного присутствия в организме. Те люди, у которых уровень кортизола хронически повышен, страдают депрессивными или тревожными расстройствами психики. В жизни здорового человека страх не присутствует постоянно, он заканчивает свое действие после того, как были предприняты нужные действия.

Что же будет, если действия предприняты, но угроза продолжает нависать? Наступает привыкание — уменьшение ответной реакции на опасность. Привыкание свойственно всем живым существам. Чтобы его не возникало, должно происходить постоянное подкрепление стимула. То есть при ослаблении мер предосторожности опасность должна становиться более ощутимой, как бы напоминая, что расслабляться рано. А при пандемии опасность невидима. И это ослабило страх, а также мотивацию, связанную с ним.

Есть ли еще какие-то способы побуждения человека к действию кроме страха?

Да, есть. Это сознательный выбор, ответственность, любовь, стремление к самореализации. Когда человек делает что-то не потому, что боится, а потому что он так решил сам и хочет добиться чего-то.

Чтобы такой вид мотивации появился, ее нужно культивировать в процессе воспитания ребенка. Для этого родители должны использовать не запугивание как способ воздействия на ребенка, а объяснения, любовь, терпение и переговоры, что намного, намного сложнее. Известный психолог Людмила Петрановская пишет, что заставить ребенка сделать что-то из страха — это как починить телевизор, стукнув по нему кулаком вместо того, чтобы разобрать его и найти неработающую деталь. Прикрикнуть, отшлепать, чтобы заставить вести себя хорошо, — это быстро, удобно и эффективно.

Однако привыкая использовать страх как главную мотивацию, человек совершенно точно не может научиться слышать себя и действовать согласно доброй воле, согласно собственному намерению: «Я так решил, и поэтому я делаю это».

Чтобы из ребенка получился человек, с ним и обращаться нужно как с человеком, активизируя в нем не древний инстинкт страха, а задействуя его высшие человеческие способности: думать, анализировать, делать выводы, создавать, принимать решения.

Действие, мотивация которого страх, — это позиция испуганного “внутреннего ребенка”. Взрослый совершает поступки, опираясь на понимание последствий своих действий. Он может удержатьcя от сиюминутного импульса ради долгосрочной цели, когда результаты действий, предпринятых сейчас, принесут награду только через некоторое время.

По теме: Почему выход из самоизоляции труднее входа и как это пережить: советы психолога

Он может понимать потребности других людей и действовать, следуя не только собственным интересам. В условиях пандемии “внутренний взрослый” понимает, что хотя вируса не видно, он все-таки есть. И если статистика, отражающая фактическую реальность, остается такой, какая она есть, — значит, еще рано снимать меры предосторожности и жить так, будто ничего не происходит. Подобно страусу, который прячет голову в песок, чтобы не видеть неприятных фактов.

Поэтому, чтобы соблюдать ограничения, мы используем “внутреннего взрослого”. Но та часть личности, которой нужны впечатления (“ребенок”), устает от ограничений. Это ведет к ослаблению психики, к неврозу либо к накоплению агрессивной энергии.

Взрослая часть должна находить для всех этих импульсов социально приемлемые способы реализации, чтобы воплощение желаний одного человека было безопасно и не приводило к ущемлению прав и желаний других. В условиях пандемии такой путь — это находить новые способы для того, чтобы проводить время качественно и с удовольствием. Например, больше путешествовать по Беларуси, проводить время на дачах, ездить на велосипедах, чаще общаться с друзьями по телефону и в Сети. Также взрослое поведение в условиях пандемии — это продолжать соблюдать меры предосторожности, препятствующие распространению вируса.

Что же происходит, если взрослая часть слаба? Ведь она сильна только у тех, чьи родители вкладывались в ее развитие, либо у тех, кто сам занимался развитием личности в течение жизни. Страх, сдерживающий “ребенка” первое время, выветрился и перестал быть основной мотивацией. Бояться надоело. А действовать согласно принципам «человеческого общежития» (общественной пользы) — трудно, нет такого навыка. И поскольку государство не накладывает жесткий карантин, то никаких тормозов не остается. Желание получать удовольствие от жизни у множества уставших от пандемии «ребенков» не находит на своем пути ни внешних ограничений, ни внутреннего фильтра.

Поэтому свобода населения в условиях пандемии — как и демократия в принципе — рассчитана на психологически зрелых людей, на тех, кто мыслит, имеет собственные моральные нормы и принципы. Если этих внутренних опор нет, то без внешнего управляющего начала люди превращаются в стихийную толпу. И поскольку пандемия, как мы уже говорили, феномен социальный, необходимы меры на социальном уровне, чтобы на нее повлиять. Если же их нет — пандемия обретает силу и живет собственной жизнью, собирая новых жертв. Потому что “ребенок” — это кроме радости и эгоизма еще и наша беззащитность. Он нуждается во “взрослом” как в оболочке, которая оберегает его от сложностей и опасностей большой жизни. Если же взрослая часть недоразвита, люди становятся похожи на несмышленых детей. Они идут навстречу опасности, не понимая ни угрозы для себя, ни того, что мы все в одной лодке.

ForumDaily Woman не несет ответственности за содержание блогов и может не разделять точку зрения автора. Если вы хотите стать автором колонки, напишите нам — [email protected].

Следите за историями успеха, полезными советами и многим другим, подписавшись на Woman.ForumDaily в Facebook, и не пропустите главного в нашей рассылке.

WP2Social Auto Publish Powered By : XYZScripts.com