Десять способов помочь ребенку учить русский в иммиграции
05.03.2021, 09:00 EST
Источник: Zagran.me
Не секрет, что у детей-билингвов (мультилингвов) очень большой словарный запас – на всех известных им языках вместе взятых. Однако если брать каждый язык в отдельности, особенно миноритарный, оказывается, что двуязычный ребенок не понимает многих слов, которые понятны ровеснику-монолингву, а в речи использует их и того меньше.
Где брать новую лексику – вопрос несложный, пишет Zagran.me. Можно делать словарики с новыми словами из прочитанных книг или просмотренных фильмов/мультфильмов, целенаправленно брать с ребенком новую тему и лексику по ней изучая в течение недели (на одной неделе говорим про телевидение, на другой – про космос), смотреть познавательные детские программы, слушать новые песни, учить стихи и прочее.
Вопрос посложнее – как не только знакомить ребенка с новой лексикой (объясняя значения слов), а буквально «пропитывать» его новыми словами и словоформами. Как влюбить его в процесс познания, вводить новые слова в активный словарь ребенка каждый день и уже сейчас делать его речь богаче. Вашему вниманию предлагается десять веселых и креативных способов обогащать словарь ребенка-билингва. Надеюсь, они помогут вам легко и играючи вводить новую лексику каждый день.
Способ №1: «Картина маслом». Казалось бы, чего может быть банальнее – нарисовать новое слово. Вот тебе, пожалуйста, «авокадо» или «свирепый» — бери и рисуй! Любой может это сделать, потому что к таким словам легко прилепить какой-нибудь образ. Но я предлагаю пойти по нестандартному пути и использовать этот способ только для абстрактных слов и понятий. Так для ребенка будет и увлекательнее и полезнее. Нарисуй-ка мне, к примеру, «справедливость». Или «прохладу». Или «тесноту». За запоминание отвечает левое полушарие головного мозга, а рисуя новое, абстрактное слово, мы активизируем правое полушарие. Таким образом, во-первых, мы используем двуполушарный подход в усвоении сложной лексики, который делает весь процесс гораздо эффективнее, а во-вторых, непростая задача изобразить абстрактное понятие с помощью рисунка будет способствовать развитию креативного мышления у ребенка.
Способ №2: «Танцуем и гримасничаем». Этот способ по сути очень похож на первый, только изобразить слово надо не «красками на холсте», а телом в пространстве. Не забудьте подобрать подходящую музыку под танец. Как может звучать «справедливость»? Торжественно? Радостно? Какой лад – мажор или минор? В зависимости от возраста ребенка этот способ может потребовать вашего участия (подбор музыкального сопровождения, хотя, конечно, можно и без музыки обойтись). Зато для детей, влюбленных в танцы, запоминание новых слов превратится в очень радостный процесс. Если ребенок испытывает трудности выразить требуемое через танец, начните с пантомимы. Этот способ среди прочего включит в работу оба полушария головного мозга и сформирует таким образом объемное видение нового понятия.
Способ №3: «Снимаем кино». Режиссируем сцену из фильма, в которой может звучать новое слово, пишем или устно придумываем сценарий, диалог (монолог), снимаем сцену на камеру. Делаем несколько дублей, пока не понравится окончательный вариант. В кадре могут быть сами дети (можно задействовать братьев/сестер/друзей) или куклы. За время такой работы новые слова войдут сразу в активный словарь ребенка и с большой вероятностью останутся там навсегда.
Способ №4: «Сторителлинг». Придумываем захватывающую/драматичную/комедийную историю с использованием нового слова, вокруг нового слова. Если ребенку трудно самому, мама придет на помощь: одно предложение – мама, одно предложение – ребенок, пока не получится законченный рассказ. Этим способом мы еще и речь активно развиваем.
По теме: ‘Девичья беседа’: Анна Курникова показала, как общается по-русски с годовалой дочерью
Способ №5: «Рекламная пауза». Какой продукт/услугу можно прорекламировать использовав в слогане наше слово? Создаем продукт, пишем рекламный слоган, ну и, если сильно вдохновились процессом, — снимаем/рисуем рекламный ролик.
Способ №6: «Закодированное слово». Если та или иная лексема означает что-то конкретное, но при этом сама по себе сложна для запоминания, можно её разбить на слоги или даже рассыпать на буквы и переставить их местами, но так, чтобы получилось при этом другое забавное слово, а не трудно произносимый набор букв. Пример из книжки «Зубака»: «кашалот» можно превратить в «лошатка», а «хамелеон» — в «елемонах». Во-первых, само по себе занятие весёлое. Во-вторых, такие манипуляции с буквами-слогами помогут ребенку выхватить «фонематический образ» слова. Помните, как иногда мы не можем вспомнить какое-то название, но уверены, что оно на букву «Х». Потом оказывается, что это была «чихуахуа», с «Х» оно не начинается, но буква эта прямо из этого слова выпирает, поэтому первая приходит на ум. Также и здесь: после манипуляций с буквами/слогами у ребенка появится какой-то условно «крючок», за который можно зацепить все слово целиком и вытащить на поверхность.
Способ №7: «На кушетке». Придумываем ассоциации к новому слову и за счет этого опять же включаем в работу правое полушарие. Развиваем речь и воображение. Поскольку ассоциации приходят из личного опыта ребенка, слово, которое надо запомнить, оживает и переходит из «постороннего круга» в «круг хороших знакомых».
Способ №8: «Пушкин». Для новичков на поэтическом поприще достаточно просто придумать рифму к новому слову (и желательно не одну), для продвинутых – сочинить короткий стишок. Думаю, польза очевидна, запоминание 100%.
Способ №9: «Разыскиваются родственники». Загляните в этимологию слова – если у него много «родственников», непременно нужно познакомить с ними ребенка. Во-первых, это научит его более гибко использовать язык и простимулирует словотворчество, ну и, в конце концов, для него, может, проще и понятнее окажется слово «уютный», нежели «ютиться». При этом в копилку добавятся сразу два слова, а в активном словаре на первое время достаточно и одного из «родственников».
По теме: Анджелина Джоли рассказала, что один из ее сыновей знает русский язык
Способ №10: «Мастер метафор». Поиграйте в игру на придумывание метафор: одна – от мамы, одна –от ребенка. Если вам надо запомнить глагол «топорщиться», например что-то топорщится, как усики у муравья. Как уши у кролика. Как небоскреб посреди пустыни. Как хохолок у попугая (гребешок у петуха). Как иголки у ежа. Как одинокая пальма на пляже. И так далее – у кого насколько фантазии хватит. Точно могу сказать одно: фантазия, так же как и речь ребенка, с каждой такой игрой будет богатеть и раскрашиваться в самые яркие тона.
Конечно, можно проделывать еще много других манипуляций с новыми словами, которые помогут ввести их в активный словарь ребенка: смастерить слово из подручных материалов, придумать, как оно может звучать, если его сыграть на пианино (скрипке, барабане и прочее), нарисовать комикс про новое слово и многое-многое другое. Главная задача родителя – включить фантазию и придумать такие игры, которые будут по душе именно вашему ребенку и превратят усвоение лексики в весёлое приключение.