Почему вы всю жизнь учите английский, но не в силах им овладеть: типичные ошибки
04.08.2021, 17:00 EST
Источник: Vc.ru
Многие люди жалуются на то, что учат английский едва ли не всю сознательную жизнь, а освоить его так и не могут. Вполне возможно, что это знакомо и вам. Преподаватели выделяют несколько типичных ошибок, которые мешают овладеть языком на нужном уровне. Расскажем о них подробнее.
Издание Vc.ru и эксперт по преподаванию английского школы Skyeng Марина Кладова анализируют ошибки и рассказывают, как их исправить, чтобы все-таки выучить язык.
Абстрактная мотивация
Мотивация — это главное при изучении языка. Может показаться, что у вас ее много, но только на словах. «Развитие собственной личности», «пожить и поработать за рубежом», «общаться с коллегами» — звучит вроде бы неплохо, но все это очень абстрактные понятия, общие фразы. В итоге как таковой цели нет.
Достижение долгосрочных целей, например, «свободно говорить», нужно разбивать на промежуточные, краткосрочные задачи на ближайшее будущее. Например, «хочу научиться писать письма на английском в ближайший месяц». Если у вас есть цель, то легче определить сроки и нужную интенсивность. Вы просто вынуждены сделать учебный план и придерживаться его.
Неадекватный объем нагрузки
Если верить Кембриджу, в среднем за 200 часов занятий человек переходит с одного уровня на другой. По мнению многих школ, для этого достаточно и 120 часов. Даже меньше, если нужно подняться с уровня Elementary или Beginner.
Оптимальный подход — 3-5 часов в неделю с преподавателем и 4 часа на домашнее задание. Например, за 10 часов занятий с преподавателем можно быстро выгореть и даже мало чего усвоить. Это большая нагрузка и необоснованная трата денег, если не стоит цель выучить язык за короткий срок. Мозг получает новые знания, но не может эти знания обработать и применить.
По теме: 5 ошибок, из-за которых вы годами не можете выучить английский
Устаревшие подходы
Например, вы занимаетесь по знаменитому и в прошлом очень популярному учебнику грамматики Мерфи. Этот учебник помнят все, кто когда-то учил английский. Но любой современный учитель знает, что он насыщен примерами, которые нормальный человек, скорее всего, никогда в жизни не будет использовать. Мерфи хорош и полезен как дополнение, но точно не как основной фокус.
К тому же вы, возможно, не определили, где в итоге будете использовать английский. Причем прямо сейчас. Это может быть, к примеру, поиск инвестиций, изучение каких-то зарубежных креативных кейсов, если вы занимаетесь бизнесом. Смотреть в свободное время фильмы прекрасно, но лучше придумать цель посущественней.
Скажем, путешествие в Штаты на конференцию, где нужен, простите, нетворкинг (обзавестись знакомством с приятными людьми из вашей сферы деятельности). Но как поможет тот же устаревший Мерфи в поездке на современную диджитал-конференцию? Нерелевантность и неприменимость материала в жизни — одна из самых больших ошибок.
Трата времени на произношение
Произношение в большинстве случаев не должно быть фокусом обучения. Это сопутствующий навык, который тренируется в процессе и наиболее эффективно усваивается вместе с другими языковыми навыками. В произношении помогает любое восприятие английского на слух, и даже поход в англоязычное караоке будет полезным.
Полезны и английские простые аудиокниги. Если повторять за спикерами, то это поможет уловить мелодику речи. Если человек уже умеет читать на английском самостоятельно, то полезно читать вслух, чтобы более бегло и уверенно говорить. Только не надо выбирать для этой цели Шекспира в оригинале: это никак не поможет учить английский современному человеку, тем более тому, которому язык нужен в работе. Читайте Wired, Mashable, Digiday.
Отдельным пунктом — не тратьте деньги на Received Pronunciation (стандартное британское произношение). Это может быть важно, только если вы собираетесь выходить на рынок товаров для британских аристократов. Такое произношение есть только у 3% населения самой Великобритании, а в Америке вы его вообще не встретите.
70% людей, общающихся на английском, — вообще не являются носителями языка. Их почему-то прекрасно понимают и принимают. Для тех, кто ещё не может свободно говорить, погоня за RP и вообще “идеальным” произношением — это пустая трата денег и сил.
Зацикленность на домашке
Да, встречаются студенты, у которых нет времени и сил на домашку, а есть только бешеный рабочий график. Из этой ситуации есть два выхода. Первый — интегрировать домашние задания в урок. Например, заниматься пять часов в неделю с преподавателем вместо двух. Это для тех, кто готов платить.
Вторая — смириться, что если заниматься мало, то изучение займет много времени. Если у человека есть один час в неделю, то он должен быть морально готов учить язык до следующего уровня год.
Что можно сделать в обоих ситуациях — использовать 3-5-минутные перерывы в течение дня для микротренировок. Например, посмотреть на слова в приложении, пока едешь в лифте, или взглянуть на пройденные вчера фразы, пока ждешь такси.
Надо относиться к домашке попроще, не готовить себя к ней морально. Это такая же часть жизни, как все остальное. Для учеников начальных уровней один из первых шагов — переключить интерфейс телефона на английский.
На следующих уровнях уже можно читать тематические каналы в Telegram или новости, используя специальные переводчики, подписываться на мемы и цитаты на английском.
Неграмотно организованный учебный процесс
Язык можно учить по-разному, способов много. Человек определяет эти способы на основе своих предпочтений и возможностей. Если вы не видите прогресса, возможно, нет смысла продолжать заниматься по той же методике с конкретным преподавателем. Ошибкой может быть и попытка часто менять учителей не успевая найти одного хорошего коуча, который бы помог определиться с глобальной целью, планом, поэтапными целями, подходящим именно для вас процессом.
По теме: Личный опыт: можно ли жить в США не зная английского языка
Занятия по приколу
Заниматься с любым преподавателем без программы практически бесполезно. Например, некоторые люди нанимают носителя языка, который просто слушает и периодически задает вопросы на усвоение одних и тех же материалов. Это говорит о том, что программы как таковой нет.
Многим англоязычным преподавателям кажется, что главная их функция в том, чтобы ученики их слушали и изредка тренировались говорить сами. Да, носитель помогает преодолеть языковой барьер, потренировать произношение. Но главным критерием выбора преподавателя остаётся его программа. И тут не так важно, носитель он или нет. Если преподаватель вещает только о себе, с ним нужно расставаться, а не заниматься по приколу годами.
Уверенность, что англоязычная среда сделает все сама
Очень многим кажется, что если провести 3-4 месяца в языковой среде, то язык сам усвоится, но это не так. Даже в среде важно не только максимально погружаться в язык, но и ставить самому себе конкретные челленджи, которые помогут освоить язык и понять его важность для своей жизни. И здесь необходим проектный подход.
Ловушки, которых не стоит бояться
Петля времени
Пока вы не достигли определенного уровня, то каждый раз как будто начинаете заново. Изучали 3 месяца, устали, сделали перерыв на 2 месяца и потом как будто начинаете все сначала, но медленней. Так появляется демотивация. Как ее преодолеть? Периодически проводить диагностику — это делают во многих языковых школах в онлайне и офлайне. Даже если вы будете понимать, что продвинулись на один маленький шаг, это психологически поможет двигаться дальше.
Intermediate plateau
На уровне уверенного Intermediate или начала Upper часто происходит застой, мы называем его Intermediate plateau. Замедляется прогресс, и на этом многие бросают изучение.
В этот момент нужно определить небольшие шаги, как оценивать собственную успешность: я сдам международный экзамен, я смогу говорить быстрее, я познакомлюсь с экспатами в баре. Это хорошо работает как мотивирующий инструмент. Если возникает отчаяние, можно обратиться к старым записям, посмотреть эссе или разговор трехмесячной давности и понять, что прогресс на самом деле есть.
По теме: Как выучить английский на ходу: четыре эффективных способа
Чем выше уровень, тем сложнее учить
Во время обучения в лексиконе появляется много английских слов — вот вы уже знаете 10 оттенков красного и 5 синонимов continue. Это помогает понимать книги и фильмы, но не может найти применения в реальной жизни. В тех же англоязычных школах среди интернационального окружения все говорят в основном на уровне Intermediate. Поэтому вам с вашим Upper, возможно, придется упрощать речь. Поэтому иногда вы можете затормозить на высоком уровне просто потому, что у вас не найдется собеседника по уровню для регулярного общения с ним.
«Всю жизнь учу и не выучу»
Не то чтобы мы все отличные коучи, но все же нужно мыслить позитивно. Если дать себе установку “надо попробовать, но у меня, скорее всего, не получится”, то ничего не получится точно.