Как инженер из Беларуси открыла в США элитную школу математики
17.08.2018, 08:00 EST
Источник: WBUR
Русская школа математики, именно так между собой называют внеклассные занятия американские родители, завоевывает признание тысяч школьников и их родителей по всей Америке.
На самом деле название программы внеклассных занятий — Студия привлекательной математики (Studio of Engaging Math), а русской она стала из-за того, что ее организовали российские иммигранты, которые ввели стандарты советского образования, пишет издание WBUR.
От Ньютона до Бруклина, из Далласа в Сан-Хосе, представительства Русской школы математики быстро распространяются по территории США. Всего насчитывается 40 школ, 15 из которых находится в штате Массачусетс, где все начиналось. В школе насчитывается 22 тысячи студентов.
Инесса Рифкин, инженер-механик из Минска, Беларусь, которая основала школу 20 лет назад, говорит, что сейчас одна пятая часть учащихся начальной школы занимаются в Русской школе математики.
«Мы делаем то, что Советы сделали лучшим — математическое образование, и мы вывели его из этого ужасного закрытого общества в свободный мир», — говорит она.
Шокирующие знания
Ученики посещают школу раз в неделю. В год занятие одного ребенка обходится родителям в $2000. Школа отличается строгостью и большим объемом домашних заданий.
Рифкин утверждает, что учебный план русской школы — следование традициям советской системы образования, которая основана на мышлении и более глубоком понимании вещей на ранней стадии, а не только запоминание и практика. Ребенок должен понимать, почему он выполняет те или иные действия, а не только потому, что так надо.
«Я думаю, что я делаю — развитие критического мышления, а также некоторых математических навыков, через понимание, а не запоминание, пытаясь сделать его более увлекательным, в небольших группах», — говорит Рифкин.
Большое внимание уделяется литературе, которая полна справок, пояснений и головоломок.
В итоге, если ребенок сталкивается с задачей, он говорит «дайте подумать» вместо обычного «я не понимаю».
Некоторые родители отправляют своего ребенка в школу русской математики, потому что они недовольны американской школьной программой, или потому что их ребенок просто любит математику и хочет знать больше, говорит профессор Джон Стар, который исследует математическое образование в Гарвардской Высшей школе.
Некоторые родители считают, что если они не отдадут ребенка в русскую школу математики, он будет знать предмет хуже всех в классе. Начинается своего рода гонка умов.
Как все начиналось
История русской математики в Америке начинается с реальной гонки вооружений между Советским Союзом и Соединенными Штатами во время холодной войны. Для того чтобы поддержать свою науку, Советский Союз создал элитные школы по математике и физике, отправляя туда способных детей.
«Россия имеет блестящую математическую традицию, — говорит почетный профессор Лорен Грэм, ведущий американский историк русской науки из Гарварда. — Был период в советское время, когда Москва была, на мой взгляд, самым сильным центром по математике в мире».
Однако в 1970-е годы началась эмиграция, в основном — русских евреев. После падения «железного занавеса» она усилилась, и во многие районы Бостона иммигрировали примерно полмиллиона людей.
Инесса Рифкин приехала вместе со своей семьей в 1988 году из Минска, где она работала инженером-механиком, в Бостон. Она и ее муж быстро адаптировались: оба нашли работу и купили дом в Ньютоне. Жизнь в Америке была прекрасной, пока ее сын Илья в 8 классе не показал низкие знания по математике, что повергло ее в шок.
Инесса, поговорив с остальными родителями-иммигрантами, поняла, что это проблема многих детей. Эта ситуация поспособствовала открытию Русской школы математики в 1997 году, где изначально учились дети российских иммигрантов. Но с популяризацией технологий и науки многие американские семьи заинтересовались школой.
Вызов американским школам
Рост российских математических классов может создавать проблемы для американских школ. Например, когда учитель вводит новую тему, оказывается, что четверть студентов уже изучили ее в школе русской математики.
Некоторые учителя считают, что такие внеклассные занятие могут повлиять на детей в негативном ключе. Они будут слишком уверены в своих знаниях.
Есть опасение, что внеклассное обучение может привести к увеличению разрыва понимания математики между богатыми и бедными, между семьями, которые могут позволить себе $2000 в год для еженедельных занятий после школы, и теми, которые не могут.