Бесплатная Америка: занятия для дошкольников в общественных библиотеках
01.06.2017, 16:15 EST
Источник: Voanews
Раньше уже рассказывалось, как общественные библиотеки в США создают особую атмосферу в детских отделах, чтобы стимулировать даже самых маленьких детей к познанию и творчеству. На этот раз мы расскажем о специальных программах и мероприятиях для дошкольников, которые организуются библиотеками, чтобы помогать детям учиться читать, прививать им любовь к книгам и разносторонне развивать.
Польза для детей и взрослых
Первые годы являются критически важными для развития грамотности. Маленький ребенок – как податливый грунт, и каждое посеянное в это время зернышко позже даст обильные плоды. Исследования показывают, что у детей, которые участвовали в дошкольных программах в библиотеке, лучше развиты умения, предшествующие чтению. Кроме того, эти меры дают малышам прекрасную возможность для общения и тем самым – развития речи и социальных навыков.
Детей побуждают рассказывать собственные «истории», «записывать» личные идеи и выполнять собственные «представления».
Благодаря встречам в библиотеках и взрослые могут расширить круг знакомств и завязать дружеские отношения.
Where in HHK is Dr. Mardy? At Toddler Time at the Worth Pinkham Library meeting future students! Thank you, Erin! pic.twitter.com/VjKdPWAxLl
— HHK Superintendent (@HHK_Supt) May 5, 2017
Ухаживая дома за младенцем, мамы нередко чувствуют себя одинокими и изолированными. Эти эмоции, вероятно, знакомы каждой женщине, находящейся в декретном отпуске, но для семей эмигрантов ситуация может иметь более острый характер: отсутствие круга поддержки (родные и друзья остались в Украине, России), новая страна, другой язык и незнакомая культура создают барьеры для социализации.
В США, к тому же, в большинстве городов вам необходимо авто и водительские права, чтобы свободно передвигаться. Библиотека стала одним из первых мест, где мамы с малышами начали встречаться с другими детьми и взрослыми. Возможность общения очень положительно повлияла на всех.
Детские отделы обычно имеют отдельную комнату для проведения мероприятий. Чаще всего там есть кресла, столики, шкафчики и книжные полки. При чтении книг дети сидят на маленьких стульях или на полу. Художественный труд выполняется за столом. В комнатах всегда есть достаточно арт-материалов, музыкальных инструментов и кукол-перчаток. Кроме того, в некоторых отделениях благодаря пожертвованиям людей есть игрушки.
Художественные материалы и игрушки могут храниться в отдельной комнате-чулане. На стенах – мотивационные плакаты и детские творения. Также библиотекари располагают магнитофоном для прослушивания детских песен (аудиодиски после занятия можно взять на свой абонемент).
Почти все библиотеки предлагают программы для детей от рождения до 5 лет вроде «Времени повествования» (Story time или Story hour), когда библиотекарь читает детям книги, часто в костюме какого-то героя или с использованием кукол-перчаток и в перерывах поет с ними классические детские песни (детям предоставляют для этого простые музыкальные инструменты). «Время повествования» часто заканчивается художественным проектом (вроде аппликации).
Библиотеки все чаще разрабатывают детские программы на основе нового подхода, в котором акцент делается на естественном поведении дошкольников, связанным с чтением и писанием. Во время часов повествования детские библиотекари меньше сосредоточиваются на изучении цветов и форм и распознании букв и больше стараются создавать для детей ситуации, в которых они могли бы говорить.
Детей побуждают рассказывать собственные «истории», «записывать» личные идеи и выполнять собственные «представления». Такие техники, как изобразительное искусство и драматургия, призваны подготовить ребенка к чтению.
Thanks to all who joined us for Dia! Children's Day @Geneva_Library for stories, crafts, music & more! pic.twitter.com/vvJ7m1Pv6W
— Geneva_Library (@Geneva_Library) May 1, 2017
Родители также могут заимствовать эти методы и, например, давать ребенку карандаши или фломастеры после прочтения книги, чтобы он мог нарисовать или написать о своих впечатлениях. Кроме того, можно позволить малышу делать аудиозаписи его собственных историй или костюмированное представление.
Кроме чтения, ремесел и кукольных спектаклей популярными событиями в библиотеках также становятся вечера науки, выступления музыкальных исполнителей и показы экзотических животных. Очень часто планируются часы свободной игры, когда дети просто играют по собственному желанию.
В некоторых библиотеках дошкольников приглашают прийти почитать собаке, специально натренированной для работы с детьми. Такие события привлекают людей в библиотеки, а тем самым создают больше возможностей для распространения грамотности. Они также обогащают знания, полученные детьми из книг.
Through out local library, our youngest 2 kids had fun reading to Skye, a therapy dog.
How do I sign up to be a therapy dog? pic.twitter.com/7hY1k6ls5L
— Chris Cowan (@Chris_Cowan) January 25, 2017
С первых лет жизни
Грамотность начинает развиваться чуть ли не с рождения. В течение первых лет жизни дети получают большую пользу от предчитального опыта, настаивает библиотека. Занятия помогают детям фокусировать взгляд и распознавать объекты, а также подкрепляют основные концепции.
На выходных нередко детей сопровождает больше членов семьи – тех, кто не имеет возможности провести с ребенком время среди недели (например, папы или мамы работают). Возможность для физической близости с другими людьми также является критически важной для эмоционального и интеллектуального развития ребенка.
Библиотекари тоже является важным ресурсом для родителей. Прежде всего, они собирают коллекции материалов, которые соответствуют очень раннему возрасту читателей (картонные книги, сборники детских песен, книги с большими рисунками для изучения предметов и живых существ, книги для осязания). Во-вторых, работники библиотеки ориентирует взрослых в выборе книг для маленьких детей. В-третьих, они могут помочь родителям, которые чувствуют себя неуверенно, когда читают истории своим детям, путем демонстрации различных техник чтения вслух.
Во время Story time (“Время повествования”) библиотекари обычно читают для детей несколько книг, в перерывах распевая с ними популярные детские песни, звучание которых дети совершенствуют с помощью особых музыкальных инструментов – шейкеров.
Дошкольные программы помогают заинтересовать и мотивировать детей к чтению. Дошкольники, которым регулярно читают истории, не обязательно начинают читать раньше. Но когда они научатся читать, то очень быстро переходят от элементарного к высокому уровню.
Нам с малышом дошкольные программы кажутся приятной структурированной деятельностью. Они дают детям шанс мечтать и открывать мир через книги. Я стараюсь инвестировать время в визиты в библиотеку, потому что понимаю, что это поможет моему ребенку в чтении и позже – в жизни.
Вот как американские библиотеки меняют жизнь детей.
Оригинал колонки опубликован на сайте Украинской службы «Голоса Америки». Перепечатан с разрешения автора и издания. Перевод с украинского языка «Нового времени».
ForumDaily не несет ответственности за содержание блогов и может не разделять точку зрения автора. Если вы хотите стать автором колонки, присылайте свои материалы на [email protected]