The article has been automatically translated into English by Google Translate from Russian and has not been edited.

Влияет ли билингвизм на задержку речи у детей: мнение логопеда

16.06.2017, 14:56 EST

Источник: Vikaraskina.com

Известный логопед, дефектолог, психолог, учитель, а также автор программы раннего развития Вика Раскина поделилась своим мнением о влиянии билингвизма (двуязычия) на задержку речи у детей.

На ее сайте Vikaraskina.com можно прочитать, что она думает об этой проблеме, действительно ли родителям стоит переживать по поводу того, что ребенок слышит от рождения 2 и более языка.

Вика последние 16 лет живет в Америке и занимается проблемами сохранения русского языка у билингвов и многоязычных детей. Ее опыт позволяет посмотреть на проблему задержки речи у детей с профессиональной точки зрения.

Действительно ли возможна задержка речи у детей от нескольких языков? Фото: Depositphotos.com

Далее приводим полный текст статьи Вики Раскиной.

Мир вокруг нас меняется. Совсем недавно появились смартфоны, соцсети, масса новых технологий. Люди стали больше путешествовать, узнавать мир. Все больше и больше пар, где женщина и мужчина родились в разных странах и говорят на разных языках. Все больше и больше рождается детей, которые слышат от рождения два и более языка. И все чаще и чаще дети начинают говорить позже.

Связано ли это с билингвизмом?

Логопеды всего мира четко разделись на 2 лагеря. Одни уверяют, что задержка речи – от нескольких языков вокруг малыша. Они предлагают оставить язык страны, в которой живут дети. Но многие родители, зная о бесспорном преимуществе владения несколькими языками, не соглашаются. На сегодня существует множество исследований, говорящих о том, что билингвизм развивает мозг детей. Дети, знающие 2 и более языка, быстрее принимают решения, мыслят нестандартно, у большинства лучше развито логическое мышление и способности к математике. Знание языков – это возможность общаться с большим количеством людей и работать в другой стране, а также более глубокое понимание культуры разных народов. Конечно, надо понимать, что все дети разные и результаты у них отличаются. Но кто ж из родителей не захочет дать своему малышу больше возможностей? Поэтому родители часто не соглашаются с такими специалистами.

Они идут к другим логопедам, которые уверяют – билингвизм не задерживает речь.

Давайте посмотрим, кто прав. Я наблюдаю за развитием языка у многоязычных детей почти 20 лет.
Хочу суммировать свой опыт и сделать выводы для всех. Да, действительно, сегодняшние дети начинают говорить позже, чем их сверстники лет 20 назад. Это становится массовым явлением, характерным для всех развитых стран. С чем это связано, никто не знает, есть лишь предположения. Этих предположений масса, не хочу их перечислять. Лично я считаю, что это происходит из-за усиления информационного фона и темпа жизни вокруг наших детей. Отставание идет и у одноязычных детей, и у детей билингвов.

Посещая садики в России, где дети слышат только русскую речь, я видела, что половина младшей группы не разговаривает. Такую же картину я наблюдала и в других странах. То есть, дети, слышащие один язык, так же отстают в речевом развитии, как их многоязычные сверстники.

Можно ли сделать на этой основе вывод – билингвизм не задерживает речь? В общем-то – да.

Два языка, которые одновременно слышит малыш, речь не задерживают. Но развитие речи у одноязычных детей и у билингвов идет разными путями.

В чем же разница?

К двум годам, по старым нормам, дети должны говорить фразами из двух слов: «Дай пить». Словарный запас должен быть не менее 50 слов.

У двуязычного ребенка фраз может не быть. При нормально развитой речи у такого ребенка большой словарный запас из слов на 2-х языках. Дети хватают более лёгкие слова из языков, и при подсчёте слов больше 50.

Ребёнок прекрасно понимает двойные команды типа: «Возьми стакан и поставь его на кухонный стол».

Хотя у малыша нет фраз, мы не можем диагностировать задержку речи. Это нормальное развитие для многоязычного ребенка.

Малыш еще полгода будет путать грамматику, вставлять в фразы слова из двух языков. Такое дитя будет к 3 годам замечательно болтать на двух языках. Да, будут присутствовать ошибки в грамматике обоих языков, но они соответствуют возрасту.

Что происходит, если ваш двухлетний малыш молчит?

Во-первых, не надо слушать истории, что кто-то молчал до 3-х лет, а потом заговорил. Вы не видели этого ребенка, не знаете его анамнез и не слышали, как он говорит в 3 года.

Во-вторых, надо узнать причину молчания. На сегодня множество здоровых детей имеют задержку речи. Но при этом надо исключить, что у вашего ребенка нет какого-нибудь диагноза.

Как убедиться все ли в порядке?

      • Проверить ушки.
      • Сходить к невропатологу.
      • Посетить логопеда.

Обратить внимание вашего педиатра, что вас волнует вопросы речи, и уточнить, существуют ли какие-то службы, программы или центры, которые вам могут помочь.

Сами понаблюдайте за малышом и обратите внимание:

      • Как ребенок глотает, жует?
      • Улыбается ли ребенок в ответ?
      • Смотрит ли на другой конец комнаты, если вы указываете там на игрушку?
      • Использует ли указательный жест (это должно появиться к полутора годам)?
      • Реагирует ли на свое имя?
      • Развита ли по возрасту мелкая моторика (может ли он взять двумя пальчиками мелкий предмет, продеть веревку в крупное отверстие)?
      • Что с крупной моторикой? Все ли в порядке?
      • Ходит ли ребенок на полной ступне или на носочках (если ходит на цыпочках, это говорит о повышенном тонусе)?
      • Как восприятие речи? Понимает ли ребенок предложения («Покажи…, Принеси…, Дай…»)?
      • Понимает ли двойные и тройные команды («Открой ящик и возьми маленький мячик»)?
      • Как у малыша с логикой? Соответствует ли нормам развития?
      • Заинтересован ли он в общении с другими детьми?
      • Боится ли ребенок запачкаться?
      • Общается ли он с вами? Например, приносит ли заинтересовавшие его игрушки дома или листики, палочки на улице, и показывает вам?
      • Смотрит ли он в глаза, когда вы ему что-то рассказываете?
      • Играет ли малыш в ролевые игры (кормит и лечит животных, строит домики)?
      • Реагирует ли на громкие звуки?

Если больше 4-х признаков у вас не в норме, то это повод насторожиться.

Если у вас есть какие-то сомнения, то бейте тревогу, даже если врачи говорят, что все в порядке.

В-третьих. Не волнуйтесь, но действуйте. Речь – это деятельность мозга, чем раньше вы ее включите, тем успешнее будет ваш ребёнок. Никого не слушайте, просто занимайтесь. Даже если ваш малыш благодаря занятиям заговорит на полгода раньше, это того стоит.

Как заниматься?

  • Подпишитесь на все программы, которые вам предлагают врачи.
  • Найдите группы развития вокруг вас.
    Они могут быть совершенно простые – песенки, аппликации и танцы – все равно идите. Если в вашей местности есть более элитарные группы, где в игре развивают мозг, постарайтесь попасть туда.
  • Отправьте ребёнка в садик, хотя бы на несколько часов в день.
  • Выключите все экраны.
  • Возможно, вокруг вас нет ничего, сами соберите маленькую группу, и сами играйте с ними дома.
  • Найдите логопеда, который будет с вами заниматься.

Не ждите, пока ребенок сам заговорит. Затянувшееся молчание часто портит характер, ребёнок начинает нервничать, пугаться. Скромные и застенчивые малыши еще больше боятся общения со сверстниками. Более активные дети начинают злиться, как следствие, драться и кусаться. Эти детские маленькие травмы остаются на всю жизнь.

Что происходит, когда малыш слышит с рождения 3 или более языков?

Здесь я чаще наблюдала задержки речи, связанные с многоязычием. Конечно, не у всех детей, но у многих словарный запас к 2-м годам меньше и составляет 20–30 слов. Фразовая речь также задерживается. Где-то к 3,5 годам такой малыш начинает строить фразы на 3-х языках.

Следите за историями успеха, полезными советами и многим другим, подписавшись на Woman.ForumDaily в Facebook, и не пропустите главного в нашей рассылке.

WP2Social Auto Publish Powered By : XYZScripts.com